История аэродрома
Аэродром в городе Быхове, пожалуй, один из старейших в нашей стране. Вероятно, что он был построен по указу Николая II.
Западнее города Быхова находилось большое поле, которое имело выгодное расположение. Оно находилось недалеко от железной дороги, имело удобный рельеф и давно заинтересовало авиаторов как место для посадки самолётов.
В 1914 году, во время одного из своих перелётов, в Быхове приземлился известный русский авиатор Пётр Николаевич Нестеров.
В период советско-польской войны, во время дислокации авиационных и воздухоплавательных частей Западного фронта, в период подготовки июльского наступления, по состоянию на 12 июня 1920 года, на аэродроме в Старом Быхове базировались: 1-й истребительный отряд, 2-й истребительный отряд, 4-й истребительный отряд, 32-й разведывательный авиационный отряд Рабоче-крестьянской Красной армии.
Рабоче-крестьянская Красная армия вела активные боевые действия на западном фронте с применением авиации. Самолёты «Илья Муромец», называемые в то время «боевыми кораблями», базировались и в Быхове. В мае 1920 года 1-й бойотряд дивизиона воздушных кораблей в составе трёх «Муромцев»: 1-й бойкорабль красного военлёта А. С. Ерёменко, 2-й бойкорабль красного военлёта Алексея Константиновича Туманского и 3-й бойкорабль красного военлёта Ф. Г. Шкурадова, получил назначение в город Новозыбков на Западный фронт. В июне корабли были собраны и перелётом добрались до Могилёва. Всего на аэродроме располагалось 17 самолётов «Илья Муромец». В дальнейшем часть отрядов перебазировалась в Могилёв. А оставшийся 32-й отряд в основном выполнял разведывательные полёты.
Совет народных комиссаров в начале 30-х годов принимает решение: с целью надёжного прикрытия западных рубежей страны с воздуха построить возле города Быхова военный аэродром. Аэродром начали строить в 1936 году. Тогда территория нынешнего микрорайона Быхов-1 и прилегающих к нему улиц было полем, где не было никаких строений. Но в одночасье все изменилось: начались строительные работы, укатывался грунт, появились первые признаки будущей взлётной полосы, первые аэродромные сооружения.
По состоянию на 10 апреля 1936 года в Белорусском военном округе базировалось 6 авиабригад, в том числе, 59-я авиационная бригада в городе Быхове.
К 1938 году оборудовали грунтовой аэродром, который положил начало знаменитому аэродрому и гарнизону в Быхове. С 1938 по 1941 годы эксплуатировался именно он. В Быхове появились первые самолёты — тяжёлые бомбардировщики.
С 20 февраля по 15 марта 1940 года на основании Директивы Главного управления Красной Армии Военному совету Белорусского особого военного округа «О формировании авиационных частей в округе № 1/5/176352» формировался 121-й скоростной легко-бомбардировочный авиаполк по штату управления полка № 15/928-Б и пяти эскадрилий по штату №15/907-В. В его состав входили: 1, 2, 3, 4, 5 СБ авиаэскадрильи, 285-я авиабаза, авиаполигон 285-й авиабазы, пожарная команда 285-й авиабазы, 285-я стационарная авиамастерская, 14-я стационарная кислорододобывающая станция, окружная школа стрелков-радистов, комендатура аэродрома № 49, ДКА авиагарнизона г. Быхов.
О том, что из себя представлял быховский аэродром по состоянию на май 1940 года, даёт полное представление «Учётная карточка», заполненная Военно-аэродромной службой Военно-воздушных сил Западного особого военного округа Могилёвской области.
«Аэродром представлял собой типовой комплекс сооружений, основой которых, было лётное поле, которое было обозначено пограничными огнями и представляло собой круг радиусом 700 метров. Самолёты на нём, в отличие от послевоенного расположения взлётных полос, взлетали и садились с востока на запад или наоборот. По границам аэродрома располагались ангары для хранения и ремонта самолётов, а также другие хозяйственные постройки. Имелась и своя водокачка, собственная метеостанция и т. д.».
Из выводов командира соединения о мобготовности от 02 декабря 1940 года: «Полк по штату мирного времени укомплектован и готов к отмобилизованию на М-1: через 3-4 часа воздушный эшелон и через 6-8 часов наземный эшелон. По штату военного времени полк имеет приписку по прямым ВУС четыре человека к штату № 015/928. Эскадрильи по штату военного времени № 15/907 по ВУС требуемого доукомплектования не имеют из-за некомплекта данных ВУС в Могилёвском областном военкомате. На военное время полк к отмобилизованию готов. Ком. 121 СБАП, полковник (Дояр)».
Развитие авиации идёт быстрыми шагами, грунтовые аэродромы начинают уступать аэродромам с бетонированными взлётно-посадочными полосами, которые обеспечивают работу авиации независимо от весенней и осенней распутицы.
Весной 1941 года начинается строительство бетонированной взлётно-посадочной полосы. Местные власти уделяли огромное внимание строительству, которое курировал лично первый секретарь райкома Всесоюзной Коммунистической партии большевиков Белоруссии. Было выделено 500 единиц гужевого транспорта. Строительство велось быстрыми темпами — приближалась война.
22 июня 1941 года 121-й скоростной легко-бомбардировочный авиаполк, имея в своем составе 56 самолётов СБ (в том числе 9 неисправных), базируется в летних лагерях в 40-50 километрах от стационарного аэродрома Старый Быхов и в аэродроме Ново-Серебрянка в сторону Мозыря. Полк был поднят по тревоге и вылетел на бомбардировку наступающих немецких войск. Все пять эскадрилий вылетели в разные районы, так 2-я эскадрилья нанесла бомбовый удар в районе Брестской крепости и вернулась без потерь. Остальные эскадрильи, вылетавшие в район Сарнаки, встретившись с истребителями 12./JG51 и 1./JG53, понесли потери в виде 5 самолётов (15 человек лётного состава) и ещё трёх убитых в вернувшихся самолётах. 25 июня 1941 года 9 боеготовых самолётов вылетели на бомбардировку в район Бреста и в этот же день были уничтожены истребителями противника в момент возвращения с задания над посёлком Телеханы.
С 27 июня 1941 года остатки полка начали перебазирование.
В дальнейшем полк продолжал действовать на территории Белорусской ССР, в частности в районах Слуцка, Заславля, Дзержинска, Пружан, Ружан, Картуз-Берёзы.
25 июля 1941 года личный состав полка отведён в резерв в Петровск Саратовской области, а затем перебазировался в Кинель, где был перевооружён самолётами Пе-2.
На 22 июня 1941 года в Быхове базируется 125-й бомбардировочный авиационный полк, имея на вооружении 30 Пе-2 и 38 самолётов СБ (в том числе 8 неисправных). Полк был сформирован в 1940 году в Могилёве и входил в состав 13-й бомбардировочной авиадивизии под командованием Героя Советского Союза полковника Фёдора Петровича Полынина. С 4 августа 1940 года по 9 июля 1941 года командиром полка является майор Кобец Александр Иванович.
В течение месяца полк ведёт напряжённые бои в Белорусской ССР, к 25 июля 1941 года в полку осталось только 7 самолётов, после чего полк был выведен на переформирование в Казань и вооружён Пе-2.
26 июня с аэродрома Богодухово (Украина) в Быхов перебазировался 4-й штурмовой авиационный полк майора Семёна Григорьевича Гетьмана из 11-й смешанной авиадивизии дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Григория Пантелеевича Кравченков в составе 55-ти самолётов Ил-2.
В Великой Отечественной войне полк принимает участие с 27 июня 1941 года. Полк вступил в войну 27 июня, выполнив первый групповой удар, проштурмовав немецкую колонну на шоссе под Бобруйском. Действуя практически без истребительного прикрытия, полк нёс большие потери: к 4 июля в полку осталось 19 самолётов, погибли 20 лётчиков. Но полк оставался самым боеспособным полком на Западном фронте, и ему ставились самые сложные задачи. В первые дни июля штурмовики разрушили 9 переправ противника через реку Березина, тем самым задержав продвижение немецких войск.
В период с 27 июня по 30 августа полк действовал на бобруйском, а затем на смоленском направлениях, выполнил 427 боевых вылетов, уничтожил и повредил 70 самолётов, 198 танков, 1820 автомашин, 30 автоцистерн, 13 зенитных орудий, 37 мотоциклов, 1 мост, 20 домов с войсками противника и до 12 500 солдат и офицеров. За отличное выполнение заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 октября 1941 года полк награждён орденом Ленина. К этому времени полк совершил более 600 боевых вылетов.
За время боев на Западном фронте полк потерял 40 человек личного состава и 55 самолётов. С 30 августа полк выведен в Воронеж на пополнение.
Уже после захвата аэродрома противником, ранним утром 13 июля 1941 года девятка Су-2 103-го бомбардировочного авиационного полка Военно-воздушных сил, возглавляемая командиром полка подполковником П. И. Мироненко, нанесла удар по аэродрому Старый Быхов. Для выполнения задания были отобраны лучшие экипажи лётчиков С. Попова, А. П. Буханова, В. С. Володина, И. И. Аладинского, И. Ф. Малышенко, Г. Е. Емельянова, Т. К. Маслова. Тщательно спланированный маршрут полёта и строгое радиомолчание в воздухе позволили обеспечить внезапность удара. По советским данным в огне сгорело 27 вражеских истребителей. Документы немецкого соединения JG51, базировавшегося в июле 1941 года на Быховском аэродроме, не подтверждают столь высоких потерь. Согласно немецким источникам, «Мессершмитты» были хорошо рассредоточены по опушке леса, а от огня пострадали, в основном, полевые ремонтные мастерские. Кроме того, на аэродроме взорвались несколько автомашин.
В дни оккупации фашисты использовали Быховский аэродром для дозаправки. Временами тут садилось до двадцати самолётов. Вокруг аэродрома располагалось несколько зенитных батарей.
Однажды в октябре 1941 года в небе над Быховом появился советский самолёт, сбросил бомбы на железнодорожную станцию и несколько тысяч листовок, в воздушном бою над городом сбил вражеский истребитель Ме-109. Новость об этом облетела окрестные деревни. Люди ещё долго вспоминали эту историю. Пилотировал тот самолёт командир эскадрильи старший лейтенант Дмитрий Васильевич Чумаченко — будущий Герой Советского Союза.
С 1942 года в район аэродрома был переброшен 2-й полевой учебный полк Люфтваффе. Перед отступлением немцы взорвали бетонированную взлётно-посадочную полосу.
Судя по немецким фотографиям, в июле 1941 года на аэродроме Быхов советской стороной было оставлено, по меньшей мере, 6 боевых самолётов: 1 скоростной бомбардировщик СБ бис 2, 3 штурмовика Ил-2 и 2 истребителя И-16 разных типов. При этом самолёт СБ бис 2 входил в состав 125-го легкобомбардировочного авиационного полка 13-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, а все Ил-2 — в состав отдельного 4-го штурмового авиационного полка, принадлежность же обоих И-16 пока не установлена.
В октябре 1944 года 2-й авиапланерный полк был преобразован в 209-й гвардейский авиаполк на Ил-4. Им командовал майор Фёдор Степанович Карпенков, а 118 пилотов-планеристов были направлены в Бердскую авиашколу первоначального обучения. Материальную часть планеров списали как пришедшую в негодность, а самолёты По-2 передали в другие полки, входящие в состав 19-й гвардейской авиадивизии. С ноября 1944 года полк базировался в городе Старый Быхов и входил в Минский военный округ.
Однако в начале 1945 года был сформирован 45-й учебно-тренировочный авиапланерный полк. С 25 февраля им командовал майор З.П. Медведев. Сюда перевели часть опытных планеристов из 208-го и 209-го полков.
В 1947 году они перебазировались в Торжок, где стали осваивать тяжёлый планер Ц-25.
26 декабря 1944 года Авиация дальнего действия преобразована в 18-ю Воздушную армию Военно-воздушных сил Красной армии Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7082 от 27 ноября 1944 года.
В связи с переходом на 3-х полковую структуру в состав 36-й бомбардировочной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизии был введён 240-й гвардейский бомбардировочный авиационный Севастопольский полк из 50-й бомбардировочной авиационной Крымской Краснознамённой дивизии, переименованный из 24-го гвардейского (бывшего 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка) бомбардировочного авиационного Севастопольского полка дальнего действия.
После подчинения авиации дальнего действия Военно-воздушных сил Красной армии произошли изменения нумерации её гвардейских бомбардировочных полков и дивизий во избежание путаницы с гвардейскими частями Военно-воздушных сил. Гвардейские полки авиационных дивизий получили новые порядковые номера. Причиной изменений стало то, что к ноябрю 1944 года в авиации дальнего действия имелось уже 35 гвардейских авиаполков, а в частях Военно-воздушных сил было ещё более 200 гвардейских авиачастей с последовательной нумерацией. После передачи в Военно-воздушные силы некоторые гвардейские полки авиационных дивизий оказались «двойниками». Поэтому им стали присваивать новые номера, начиная с 220-го. Таким образом, 24-й гвардейский авиационный полк дальнего действия стал 240-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком.
С 6 апреля 1945 года командиром 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского полка назначен дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Таран Павел Андреевич. Он руководил полком до апреля 1946 года.
С 16 апреля по 8 мая полк участвовал в Берлинской операции.
11 июня 1945 года приказом Народного комиссариата обороны № 0111, на основании приказа Верховного главнокомандования № 359 от 2 мая 1945 года, 240-му гвардейскому бомбардировочному авиационному Севастопольскому полку присвоено почётное наименование «Берлинский».
18 августа 1945 года 240-й гвардейский бомбардировочный авиационный Севастопольско-Берлинский полк Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Красного Знамени.
19 марта 1946 года в Быхов перебазировался 30-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленский Краснознамённый полк, который до этого находился на территории Польши в Бяла-Подляска. Полностью полк передислоцировался 31 мая 1946 года.
9 мая 1946 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 721-283 от 3 апреля 1946 года, приказа Заместителя Министра Верховного Совета СССР № 002 от 5 апреля 1946 года, директивы Генерального штаба Верховного Совета СССР № Орг/10/246495 от 24 апреля 1946 года 18-я Воздушная Армия преобразована в Дальнюю авиацию.
8 мая 1947 года в Быховском гарнизоне побывал командующий Дальней авиацией Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, который поставил новые задачи командованию дивизии. Решались вопросы расквартирования, материального снабжения, совершенствования аэродромной инфраструктуры.
Материалы лётных книжек штурмана Павла Егоровича Данильченко указывают на то, что до 1949 года на вооружении полка находились дальние бомбардировщики Ил-4. Кроме этого, лётный состав летал и тренировался на самолётах Ли-2, Си-47, Б-25 и даже По-2 (У-2). Самолёты Си-47 и Б-25 — самолёты американского производства, которые поставлялись в Советский Союз в годы войны по ленд-лизу и эксплуатировались у нас до окончания срока летной годности.
1 декабря 1947 года командиром 57-й бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации назначен генерал-майор авиации Андрей Дементьевич Бабенко. Занимал командный пост по 23 декабря 1950 года.
В 1949 году 57-я бомбардировочная авиационная дивизия Дальней авиации (3-я эскадрилья 171-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка) совместно с 144-й истребительной авиационной дивизией (1-я эскадрилья 439-го истребительного авиационного полка) провели испытания и обработку системы «Бурлаки» разработки Особого Конструкторского Бюро Александра Сергеевича Яковлева — буксировку бомбардировщиком Ту-4 истребителя МиГ-15бис на тросе длинной 100–150 метров для увеличения тактического радиуса действия истребителей.
17 февраля 1950 года на основании директивы Генерального штаба Верховного Совета СССР № Орг/5/386113 от 4 февраля 1950 года и директивы командующего Дальней авиации №1805627 от 17 февраля 1950 года (в связи с перевооружением полков на самолёты Ту-4) 57-я бомбардировочная авиационная дивизия Дальней авиации переименовывается в 57-ю тяжелую бомбардировочную авиационную Смоленскую Краснознаменную дивизию Дальней авиации в составе 170-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного Смоленского Краснознамённого полка, 171-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского Краснознамённого полка, 240-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознамённого полка. Место базирования 171-го и 240-го полков — аэродром Новозыбков, управление дивизии — Климовск, Брянской области.
На основании приказа Военного Министра СССР № 03417 от 26 декабря 1950 года в январе 1951 года управление и 171-й и 240-й полки 57-й тяжёлой бомбардировочной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизии подлежали передислокации к постоянному месту базирования на аэродром Быхова поставленными на вооружение самолётами Ту-4.
18 октября 1951 года сборный экипаж самолёта Ту-4А 57-й тяжёлой бомбардировочной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии произвёл первый в истории СССР сброс опытного атомного заряда РДС-3 с высоты 10 000 метров на полигоне № 71 в Семипалатинске. Командиром являлся заместитель командира 171-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского Краснознамённого полка по лётной подготовке, Герой Советского Союза, подполковник Константин Исаакович Уржунцев, штурманом-бомбардиром — капитан 203-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка Борис Дмитриевич Давыдов.
В 1952 году 171-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский Краснознамённый полк выводится из состава 57-й тяжёлой бомбардировочной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии Дальней авиации и передаётся в 45-ю гвардейскую тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию Дальней авиации с местом дислокации — аэродром Зябровка Гомельской области.
18 февраля 1955 года на основании Директивы Министерства обороны СССР № 50617 от 31 декабря 1954 года и приказа Главнокомандующего Военно-морским флотом №403 от 18 февраля 1955 года 57-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (170-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, 240-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк) передаётся в состав минно-торпедной авиации Балтийского флота и переименовывается в 57-ю минно-торпедную авиационную дивизию дальнего действия в составе 170-го и 240-го гвардейских минно-торпедных авиационных дивизий дальнего действия.
240-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк дальнего действия первым в дивизии перевооружается на поршневой дальний бомбардировщик Ту-4т (торпедоносный вариант).
В июне 1955 года началось освоение дивизией бомбардировщиков Ту-16, тяжёлых двухмоторных реактивных многоцелевых самолётов с возможностью доставки ядерных боеприпасов. Развернуты работы по разработке авиационного ракетного комплекса К-10 с самолётом-носителем Ту-16к-10.
1 августа 1955 года директивой штаба Военно-воздушных сил Военно-морского флота № 109675 57-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия переведена со штатов самолёта Ту-4 на штаты самолёта Ту-16 в бомбардировочном варианте. Начато переучивание полков дивизии.
27 января 1956 года командующим Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота назначен генерал-майор авиации Иван Иванович Борзов. В декабре 1957 года его сменил генерал-лейтенант авиации Борис Лаврентьевич Петров.
В 1956 году 170-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк первым среди полков морской авиации освоил крыльевую дозаправку самолётов Ту-16 топливом в полёте.
В 1957 году на вооружение полков дивизии начинает поступать Ту-16 в ракетоносном варианте.
Завершается строительство и укомплектование 526-й ремонтно-технической базы хранения оружия с ядерным боеприпасом. Специально отобранные наиболее подготовленные экипажи дивизии проходили теоретическое обучение и практическую отработку обращения и выполнения бомбардировки макетами атомной бомбы.
В 1959–1960 годах произошло значительное сокращение Вооруженных сил. После сокращения в составе авиации Балтийского флота осталось 4 авиационных полка и 3 отдельные авиационные эскадрильи.
Такое положение существовало не долго. Международная обстановка этого периода становилась напряженной и противоречивой. Ведущие западноевропейские державы не только не сократили свои вооруженные силы, но и продолжали наращивать военный потенциал, создавая реальную угрозу Советскому Союзу. В этих условиях правительство приняло необходимые меры для повышения боевой мощи Вооружённых Сил.
Военно-воздушные силы Балтийского флота в начале 60-х годов начали расти количественно и продолжали совершенствоваться качественно. Именно в эти годы на смену реактивным самолётам 1-го поколения пришли самолёты 2-го поколения.
В 1960 году были расформированы все соединения торпедоносцев Военно-воздушных сил Балтийского флота.
13 апреля 1961 года все минно-торпедные полки авиации Военно-морского флота стали именоваться ракетоносными на основании приказов Министерства обороны СССР № 0028 от 20 марта 1961 года Главнокомандующего Военно-морским флотом № 048 от 13 апреля 1961 года и командующего Балтийским флотом № 0036 от 27 апреля 1961 года.
57-я минно-торпедная авиационная дивизия дальнего действия переименована в 57-ю морскую ракетоносную дивизию в составе 2-х гвардейских (170-го и 240-го) морских ракетоносных полков.
Вместо обычных бомб и торпед на вооружение поступили ракетные системы: КС, КСР-2, КСР-11, К-10, КСР-5, которые в корне изменили взгляды на многие вопросы подготовки и ведения боевых действий.
Освоение ракетной системы К-10 в основном было завершено к концу 1960 года.
12 августа 1961 года постановлением Совета Министров СССР № 742-315 ракетный комплекс К-10 принят на вооружение авиации Военно-морского флота.
Первый практический пуск крылатой ракеты К-10 был осуществлен с аэродрома Быхова 27 октября 1961 года экипажем командира полка полковника Николая Ефимовича Дорофеева с прямым попаданием в цель.
Первые ракетные пуски заложили хорошие традиции по огневой подготовке. Дивизии Краснознамённого Балтийского флота произвели 193 практических пуска крылатых ракет, в том числе 158 ракет с оценкой «отлично».
Командующим авиацией Дивизий Краснознамённого Балтийского флота в этот период был Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Сергей Арсентьевич Гуляев.
Мастерами снайперских ударов среди ракетоносных частей были экипажи майоров: И. Д. Федина, Ю. Н. Фролова, Ю. Н. Поспелова, В. П. Агапова, А. А. Бородича и подполковника В. П. Козлова.
26 августа 1961 года на основании директивы ГШ ВС СССР № 80086 от 18 августа 1961 года управление 57-й морской ракетоносной дивизии, 240-й гвардейский морской ракетоносный полк и 3526-я ремонтно-техническая база были переданы в состав 6-го отдельного тяжелобомбардировочного авиационного корпуса Дальней авиации, а 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк и 170-й гвардейский морской ракетоносный полк остались в составе Военно-воздушных сил Балтийского флота.
В связи с этим 57-я морская ракетоносная дивизия была вторично переименована в 57-ю тяжелобомбардировочную авиационную дивизию, а 240-й гвардейский морской ракетоносный полк вновь стал именоваться 240-м гвардейским тяжелобомбардировочным авиационным полком. То есть, на аэродроме стали базироваться авиаполки, принадлежащие разным ведомствам, что создавало неудобства и непомерно раздувало штаты, так как требовались разные части обеспечения, функционально дублирующие друг друга.
2 августа 1963 года на основании директивы Главного штаба Вооруженных сил СССР № 68309 от 25 июля 1963 года управление 57-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии 240-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиационного полка 3526-й ремонтно-технической базы были вновь возвращены в состав авиации Балтийского флота и стали называться 57-й морской ракетоносной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизией Балтийского флота в составе 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознамённого полка и 240-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознамённого полка.
6 июля 1969 года в микрорайоне Быхов-1 состоялось торжественное открытие площади Героев. Инициатором создания был командир дивизии генерал авиации Стёпочкин Константин Андреевич, участник Великой Отечественной войны.
В 70-е годы продолжается изучение и освоение новых ракетных систем, обладающих неоспоримым преимуществом перед имеющимися ранее, воплотивших последние достижения научно-технической мысли.
Серьёзной проверкой боевой готовности авиации Балтийского флота в этот период явилось участие в крупномасштабных учениях «Двина», «Братство по оружию», «Океан», «Атлантика-80», «Запад-81», «Щит». К примеру, в учениях «Океан», проводимых под руководством Главнокомандующего Военно-морского флота в 1970 году, авиация Балтийского Флота участвовала почти полным составом. Было привлечено 177 самолётов, 178 экипажей (90% от укомплектованных) и 11600 человек личного состава. Учения проводились с большим напряжением. Пребывание в воздухе отдельных авиачастей составляло более 11 часов в сутки.
240-й гвардейский морской ракетоносный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознамённый полк (командир полка — полковник Архип Дмитриевич Савенков) совершил маневр на аэродром Каменный Ручей Военно-воздушных сил Краснознамённого Тихоокеанского; другой, 170-й гвардейский морской ракетоносный авиационный Смоленский Краснознамённый полк (командир полка — полковник В. А. Ломаев) 57-й Краснознамённой Смоленской авиадивизии — в Североморск.
В ходе учения «Океан» впервые были отработаны такие элементы, как действия морских ракетоносных полков одновременно на Тихоокеанском флоте, в Норвежском и Балтийском морях, тактические пуски по реальным кораблям и объектам в проливной зоне; впервые осуществлён сосредоточенный бомбовый удар боевыми бомбами тремя авиаэскадрильями минно-торпедной авиации по объектам противодесантной обороны. Межаэродромный маневр на Тихоокеанском флоте по каждому маршруту начался 23 апреля 1970 года и через 21 час 40 минут полностью закончился. А через 34 часа от момента получения приказания на перелёт экипажи 240-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознамённого полка составом авиационной эскадрильи нанесли ракетный удар по авиационной поисково-ударной группе «Южный» в Тихом океане на удалении 1600 км от Каменного Ручья. Обратный перелёт на быховский аэродром полк совершил по северному маршруту через Краснознамённый Северный флот.
За высокое летное мастерство, профессионализм и личный вклад в дело освоения новой авиационной техники высокого почётного звания «Заслуженный военный лётчик СССР» и «Заслуженный военный штурман СССР» были удостоены опытные лётчики-штурманы: Сергей Арсеньевич Гуляев, Константин Андреевич Стёпочкин, Николай Ефимович Дорофеев, Николай Никитович Степанов, Геннадий Иванович Волков, Ф. Епифанов, П. Гончаров, Василий Антонович Савельев, Владимир Иванович Дашкевич, А. Михеев, Пётр Михеевич Иванов, Михаил Иванович Герасименко, Владимир Васильевич Проскурнин, Иван Семёнович Пироженко, Владимир Илларионович Верещак, Г. Еремин, Сергей Григорьевич Неоменко, Г. Дзекан, Н. Гулянков.
В 1975 году личный состав 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознамённого полка освоил новейшую ракету КСР-5.
В 1976 году серьёзные изменения произошли в морской ракетоносной авиации Военно-морского флота. Успешно переучился на новый сверхзвуковой самолёт Ту-22м2 с авиационной крылатой ракетой Х-22 личный состав первой авиационной эскадрильи 240-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Краснознамённого полка. Наступило 3-е поколение реактивной авиации. Первыми после переучивания на сверхзвуковом ракетоносце вылетели экипажи командира дивизии генерал-майора авиации Ивана Семёновича Пироженко, майоров Валерия Иосифовича Бумагина, С. П. Диденко, В. С. Алипова.
Перед этим была срочно реконструирована взлётно-посадочная полоса: с прежних 2500 метров её удлинили до 3400 метров, а толщина покрытия составила 80 см, таким образом, аэродром мог принять даже космический «Буран».
Эти самолёты патрулировали акваторию Северного Ледовитого океана и Балтийского моря. Такие самолёты и сейчас стоят на вооружении российской армии. Основное предназначение этого самолёта — уничтожение авианосцев противника для чего в арсенале имеется крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 км/ч и обладающая дальностью полёта до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.
После освоения новой авиационной техники полк нёс боевую службу по охране государственной границы Советского Союза, участвовал в учениях и маневрах, проводимых Министерством обороны, Главкомом Военно-морского флота и объединённым командованием организации Варшавского договора. Полк становится составной частью главной ударной силы Военно-морского флота на западном направлении.
В период с 1978 года по 1979 год успешно переучился на самолёты Ту-22м2 лётный и инженерно-технический состав 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознамённого полка. Командир полка — полковник В. И. Смирнов. Первыми лётчиками, освоившими новую авиационную технику, были подполковник Ю. Н. Фролов, Е. Н. Чеканцев и С. Т. Кузовенко.
В 1989–1990 годах полки 57-й морской ракетоносной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии начали перевооружаться на самолёты Ту-22м3. При этом три эскадрильи полков 57-й морской ракетоносной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии частично пополнились самолётами Ту-16 12-го отдельного морского ракетоносного авиационного полка (Остров), расформированного в это же время.
Перевооружение полков дивизии на самолёты Ту-22м3 не было завершено в виду предстоящего расформирования полков и частей обеспечения дивизии. Притом 20 самолётов Ту-22м2 (в основном из 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознамённого полка) с частью личного состава переданы в 183-й морской ракетоносный авиационный полк на Дальний Восток (аэродром Кневичи).
28 февраля 1991 года в ходе трехдневной рабочей поездки по Беларуси Михаил Сергеевич Горбачёв, первый и последний президент СССР, посетил Быхов. Военным он рассказал о подготовке советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.
11 марта 1991 года директивой Генерального штаба Военно-морского флота №730/1/0387 управление 57-й морской ракетоносной авиационной дивизии переименовано в управление 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии и передано в ВВС ВМФ с сохранением Боевого знамени, почётного наименования «Смоленского» и наград.
24 апреля 1991 года — последние полёты с аэродрома Быхов самолётов 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознаменного полка.
170-й и 240-й гвардейские авиационные полки расформировываются.
После расформирования полков Боевое знамя, номер, почётное наименование и награды 170-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Смоленского Краснознамённого полка были переданы 321-му бомбардировочному авиационному полку 132-й Севастопольской бомбардировочной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Балтийского флота, базировавшемуся в Сууркуле (Эмари).
Боевое знамя, номер, почётные наименования и награды 240-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Севастопольско-Берлинского Краснознамённого полка были переданы 668-му бомбардировочному авиационному полку 132-й Севастопольской бомбардировочной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Балтийского флота, базировавшемуся в Тукумсе.
170-й и 240-й гвардейские авиационные полки стали штурмовыми в составе Военно-воздушных сил Балтийского флота, а личный состав бывших полков переаттестован, переведён на штаты и переодет в форму морской авиации.
25 декабря 1992 года 57-я морская ракетоносная дивизия переформирована в 57-ю смешанную корабельную авиадивизию Северного флота с постоянным местом дислокации — аэродром Североморск-3.
Список источников:
Борисенко, Н. С. Освобождение : от Хотимска до Могилёва и Бобруйска (сентябрь 1943 года-июнь 1944 года) / Н. С. Борисенко. — Могилёв : Могилёвская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя, 2009. — 240 с. : ил.
Борисенко, Н. С. 1941-й : пылающие рубежи Днепра и Сожа / Н. С. Борисенко. — Могилев : АмелияПринт, 2011. — 660 с. : ил.
Бурче, Е. Ф. Петр Николаевич Нестеров / Е. Ф. Бурче. — Москва : Молодая гвардия, 1955. — 66 с. : ил.
Жижиян, С. Ф. 101 занимательный факт из истории Быховщины / Сергей Жижиян. — Могилев : АмелияПринт, 2013. — 84 с. : ил.
Кузнецов, К. Десантные планеры Сталина 1930–1955 гг. : «С неба – в бой!» / К. Кузнецов. — Москва : Яуза : Эксмо, 2013. — 112 с. — (Война и мы. Авиаколлекция).
Левченко, Н. В. Крылатая гвардия : 57-й Краснознамённой Смоленской морской ракетоносной авиадивизии посвящается / Николай Левченко, Марина Кондратенко. — Минск : Издательство В. Хурсика, 2011. — 360 с. : ил.
Летопись города Быхова / составитель А. А. Терешонок. — Минск : Звезда, 2013. — 100 с.
Морская авиация Балтийского флота : 1916–2003 / В. Н. Сокерин [и др.] ; редколегия Т. Ф. Гончар [и др.]. — Калининград : Янтарный сказ, 2004. — 272 с. : цв. фото.
Татаринов, Ю. А. Города Беларуси. Могилёвщина / Юрий Татаринов. — Минск : Издатель И. П. Логвинов, 2007. — 172 с.
Учетная карточка аэродрома Быхов на 1940 год [Электронный ресурс] // Белорусский авиадневник. — Режим доступа: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/uchjotnaja_kartochka_aehrodroma_bykhov_na_1940_god/3-1-0-4. — Дата доступа: 18.02.2022.
Гетьман Семен Григорьевич [Электронный ресурс] // Красные соколы. Советские лётчики 1936–1953. — Режим доступа: http://airaces.narod.ru/all14/getman.htm — Дата доступа: 18.02.2022.
57-я МРАД г.Быхов [Электронный ресурс] // Белорусский союз военных моряков. — Режим доступа: https://morsouyz.by/57ya-mrad-gbyhov. — Дата доступа: 12.01.2022.
121-й скоростной бомбардировочный авиационный полк [Электронный ресурс] // Поисковый отряд «Победа». — Режим доступа: http://www.poisk-pobeda.ru/forum/index.php?topic=8077.0 — Дата доступа: 25.02.2022.
125-й бомбардировочный авиационный полк [Электронный ресурс] // Академик. — Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1414994 — Дата доступа: 18.02.2022.