Советский одномоторный истребитель-моноплан И-16
Максимальная скорость – 445 км/ч
Дальность полёта – 540 км
Практический потолок – 9100 м
Вооружение –2 х ШКАС 1 х БС
Боевая нагрузка – 500 кг
Экипаж – 1 человек
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Появился И-16 в очень непростое время — начало 1930-х годов это бесконечное состязание двигателей, конструкций фюзеляжей и типа обшивки. Ворвавшись в этот водоворот событий в 1933 году, новейший моноплан конструкции Николая Николаевича Поликарпова, совершил настоящий фурор.
Первый во всём — от скоростей до объёмов выпуска, с убираемыми в полёте шасси (впервые в мире, на серийной машине!), характерным внешним видом, он ярко выделялся на фоне «коллег-истребителей» и казался самолётом из будущего.
Поликарпов разрабатывал будущий И-16 в инициативном порядке с 1932 года, как «скоростной истребитель». В мае 1933 года проект заметили в ВВС и конструктор получил задание на него. Уже 30 декабря 1933 года опытный образец истребителя (ЦКБ-12) поднялся в воздух. За штурвалом машины сидел никто иной, как прославленный лётчик-испытатель завода №39, Валерий Чкалов. Вплоть до октября 1934 года машина проходила испытания, однако её судьба уже была решена — началась подготовка к серийному производству И-16 на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком.
Говорят, что поспособствовал этому сам И.В. Сталин, увидев один из испытательных полётов Чкалова, и весьма впечатлённый фигурами высшего пилотажа. Так это или нет — сказать трудно, но что именно по распоряжению Сталина, в 1935 году была создана знаменитая «Красная пятёрка» — первая советская группа высшего пилотажа, летавшая на ярко красных истребителях И-16, в этом сомневаться не приходиться.
Демонстрируемый в 1935 году на выставке в Милане как спортивный самолёт (АСБ), уже в 1936 году И-16 окунулся в бесконечную череду войн: Гражданская в Испании, японо-китайская, Хасан, Халкин-Гол, советско-финская война. Первые ошеломляющие успехи вскоре прошли — истребители-противники совершенствовались, да и отечественная промышленность постепенно переходила на выпуск более современных машин.
К началу 1941 года И-16 считался уже устаревшим, однако все ещё превосходил по маневренности германские Bf-109 последних выпусков. Формально «мессер» и «ишачок» (такое прозвище прижилось за И-16 в войсках) были ровесниками, однако Bf-109 изначально имел лучшую аэродинамику, да и с двигателями у германской промышленности, в отличие от советской, проблем не было. В итоге более скоростному «мессершмитту» И-16 мог противопоставить только лучшую маневренность. Тем не менее, в опытных руках, советский истребитель все ещё был опасным противником.
К большому сожалению, «опытных рук» не хватало, а простым в управлении самолётом И-16 не был. Ещё по завершении испытаний истребителя в 1934 году, он рекомендовался только лётчикам с хорошим налётом, так как в силу особенностей конструкции был аэродинамически неустойчивым. Сделано это было намеренно, в силу бытовавшего у авиаконструкторов начала 30-х годов представления, что, мол, именно неустойчивая аэродинамика — это залог повышенной маневренности самолёта.
Горячим летом 1941-го эти представления стоили жизни многим молодым лётчикам. По некоторым сведения, около 40% потерь И-16 на фронте в первые месяцы войны были не боевыми, а связанными со взлётом и посадкой.
Всего за 8 лет серийного производства (1934-1942 гг.) было произведено 10292 истребителя И-16 различных модификаций. Пик производства пришёлся на 1940 год (свыше 2000 самолётов). Кроме РККА И-16 состоял на вооружении Испании (до 400 самолётов) и Китая (82 поставленных СССР и 30 собственной сборки).
В СССР в некоторых боевых частях эти самолёты эксплуатировались до 1944 года, а на Дальнем Востоке И-16 оставались в строю до августа 1945 года (888 ИАП). В Испании И-16 состояли на вооружении до 1953 года.
БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ
Самолёты И-16 базировались на Быховском аэродроме до1941 года.