Дальний бомбардировщик Ту-22м2
Максимальная скорость – 1800 км/ч
Дальность полёта – 5100 км
Практический потолок – 12600 м
Вооружение – 2 х 23 мм пушки ГШ-23Л
Боевая нагрузка – 24000 кг (максимальная) 1-3 УР типа Х-22М Экипаж – 4 человека
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Активное соперничество в сфере военной авиации в 50-е годы набирало обороты. А появление в воздухе сверхзвуковых истребителей сделало стратегические бомбардировщики уязвимыми. Да и новые зенитно-ракетные комплексы стали «наступать на пятки».
Стоящий тогда на вооружении Ту-16 стал резко терять свою эффективность. Появилась острая необходимость в разработке новой тяжелой машины, способной летать на сверхзвуковых скоростях.
Американцы опережали Советский Союз в этом вопросе. Итогом их трудов стал самолёт B-58. Нужно было срочно совершить, по-настоящему, научно-технический прорыв и создать не только быстрый бомбардировщик, но и способный летать на большие расстояния. А эти показатели сами по себе конкурируют друг с другом. Ведь с ростом скорости полёта повышается и расход топлива. Увеличение объёма топлива на борту повышает массу, что закономерно приводит к снижению скорости.
Так начался процесс становления нового стратегического бомбардировщика, который занял более 30 лет. Задание было поручено КБ Туполева. Работы над проектом начались в 1955 году, а программа получила обозначение «105». В основу новой машины заложили Ту-16. В 1958 году первый опытный образец поднялся в воздух. Машина так и не смогла преодолеть звуковой барьер, начались работы по созданию новой машины («105А»). Новый самолёт (Ту-22) вышел на испытания в 1959 году, но большое количество выявленных недостатков заставляло продолжать доработки. Хотя сам Ту-22 всё-таки был принят на вооружение в 1962 году.
Холодная война заставляла разработчиков быстро искать решение выявленных недостатков. В 1965 году началась разработка нового самолёта, под обозначением «145». Хотя официально это была модернизация Ту-22. В 1969 году на испытания вышел Ту-22М, в облике которого от Ту-22 почти ничего не осталось. Самолёт снова был отправлен на доработку. Лишь в 1976 году новый бомбардировщик был принят на вооружение как Ту-22М2.
Ту-22М2 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности (от 20 до 60 градусов) и однокилевым хвостовым оперением. В конструкции преобладает алюминий.
Двигатели, в отличие от Ту-22, переместили внутрь фюзеляжа. Воздухозаборники регулируемые. 3-опорное шасси убираемое.
Экипаж состоит из 4 человек, размещённых попарно на катапультируемых креслах. Пилоты спереди, штурман и оператор за ними.
Ту-22М получил самое совершенное бортовое оборудование на то время.
Поначалу Ту-22М2 оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем НК-22 (с форсажной камерой). После выявления некоторых недостатков, самолёт оборудовали доработанным двигателем НК-25 (Ту-22М3), с тягой 25000 кгс на форсаже.
БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ
В 1976 году серьёзные изменения произошли в морской ракетоносной авиации Военно-морского флота. Успешно переучился на новый сверхзвуковой самолёт Ту-22м2 с авиационной крылатой ракетой Х-22 личный состав первой авиационной эскадрильи 240-го гвардейского морского ракетоносного авиационного Краснознамённого полка. Наступило 3-е поколение реактивной авиации.