Военно-транспортный самолёт Ли-2

Максимальная скорость – 300 км/ч

Дальность полёта – 2500 км

Практический потолок – 5600 м

Полезная нагрузка – 14 – 28 пассажиров                 

Экипаж – 4 человека

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В годы Великой Отечественной войны самолёт Ли-2 был «рабочей лошадкой» фронтовой авиации. С 1939 года по 1953 год в СССР было изготовлено почти пять тысяч экземпляров Ли-2, в Беларуси сохранился только один.

История известного самолёта под обозначением Ли-2 началась в 1930-х годах в США. Американская компания Douglas создала двухмоторный пассажирский самолёт DC-3, который открыл новую эру в авиации. Самолёт имел передовое для своего времени радио и электрооборудование, автопилот, приборы для полётов в условиях плохой видимости.

Высокие лётные данные и большая вместимость зарубежной машины привлекли внимание многочисленных заказчиков. Интерес проявил и Советский Союз планировалось купить самолёт, который при минимальном переоборудовании сможет выполнять и гражданские, и военные задачи.

В 30-е годы XX века делегация Советского Союза прилетела в США и была приобретена лицензия на производство самолётов DC-3. Было принято решение, что самолёты по этой лицензии будут производиться в Советском Союзе на заводе, который находился в подмосковных Химках.

Внедрение машины в производство оказалось достаточно трудоёмким. Перед началом выпуска самолёта всю техдокументацию пришлось переводить из дюймовой в метрическую систему, после чего перерабатывать все чертежи и по новой проводить расчёты на прочность. А ещё было необходимо максимально учесть возможности советской авиапромышленности. Выпуск машин наладили на заводе № 84, а первые собранные в СССР самолёты получили обозначение ПС-84. Главным конструктором завода в тот период был Владимир Мясищев, а главным инженером Борис Лисунов.

Осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска стали наступать, 84-й завод был эвакуирован. Выпуск самолётов возобновили на авиазаводе в Ташкенте.

17 сентября 1942 году самолёт получил своё второе имя, под которым стал известным, ему было присвоено обозначение Ли-2 по фамилии Б.П. Лисунова, который руководил внедрением самолёта в серийное производство в Ташкенте.

Ли-2 использовали как бомбардировщик, транспортно-десантный и санитарный самолёт, его модификация много раз менялась.

С началом войны лётчики гражданской авиации превратились в боевые экипажи. Если для мирного времени обучение пилотов проходило за 13 месяцев, то военное время сокращало срок обучения до 9 месяцев. В экипаж самолёта Ли-2 входили 6 специалистов: два пилота, штурман, радист, борттехник и стрелок, у них были разные функции, каждый выполнял свою.

От пассажирских самолётов военный вариант отличался наличием оборонительного вооружения, грузовым мостом, который был смонтирован под центропланом, а также заменой мягких пассажирских сидений на откидные деревянные.

Ли-2 был универсальным и участвовал практически во всех крупных военных операциях Великой Отечественной войны. Самолёт широко использовался в качестве ночного бомбардировщика, а ещё легко переоборудовался в санитарный самолёт. Машины регулярно выполняли парашютное десантирование, перевозили грузы и помогали партизанам.

Ли-2 внесли свой вклад и в создание «воздушного моста» в осаждённый Ленинград. Из города они везли детей и женщин, ценных специалистов, миномёты и орудия, которые продолжали производить ленинградские заводы. Стремясь спасти как можно больше людей, пилоты нещадно перегружали машины.

После войны Ли-2 вернулся к своей мирной профессии: перевозил пассажиров, выполнял транспортные рейсы. Самолёты сняли с производства в 1953 году, но в СССР они летали до начала 1980-х годов.

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

До 1949 года на вооружении полка 57-й МРАД  находились  самолёты  Ли-2. На них тренировался и летал в это время лётный состав дивизии.