Скоростной бомбардировщик СБ

Максимальная скорость – 450 км/ч

Дальность полёта – 2300 км

Практический потолок - 7800 м

Вооружение – 6 х 7,62 мм пулемёты ШКАС  

Боевая нагрузка - до 600 кг бомб

Экипаж – 3 человека

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

СБ (скоростной бомбардировщик) начал проектироваться в конце 1933 года. Работы велись в конструкторском отделе ЦАГИ под общим руководством А.Н. Туполева бригадой, возглавляемой А.А. Архангельским. Самолёт получил «фирменное» обозначение АНТ-40. Изначально разрабатывались 2 варианта с разными двигателями: АНТ-40РЦ с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Райт» «Циклон» и АНТ-40ИС в 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y.

Выпуск СБ на московском заводе №22 начался в феврале 1936 года и продолжался до 1941 года. В 1937-1941 годах самолёт также строился заводом №125 в Иркутске. В общей сложности построен 6831 самолёт.

Практически одновременно с поступлением на вооружение ВВС РККА, бомбардировщики СБ дебютировали в бою. Состоялось это в Испании, во время гражданской войны. 23 октября 1936 года в Картахену прибыл пароход с 31 бомбардировщиком СБ 2М-100А. После сборки, уже 28 октября, 3 машины выполнили первый вылет, отбомбившись по аэродрому Таблада — таким образом, СБ стал первым советским самолётом, вступившим в бой в Испании.

В августе 1938 года самолёты СБ из 36-го, 47-го и 55-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП) участвовали в боях с японцами у озера Хасан, выполнив в общей сложности 346 боевых вылетов (примерно 30% всех вылетов советской авиации в том конфликте). В 1939 году на границе с Финляндией сосредоточили 580 СБ. Ими были вооружены 15 скоростных бомбардировочных полков и ряд других частей. Ещё 51 СБ насчитывала авиация Балтийского флота. 1 декабря 1939 года эти машины бомбили финские аэродромы и железнодорожные узлы. Помимо этого, самолёты привлекались для доставки грузов (как правило, методом беспарашютного сброса) в части на переднем крае.

Боевые действия показали, что скоростные характеристики СБ, особенно с неубираемыми лыжами (на таком шасси приходилось летать зимой), уже не обеспечивали защиты от вражеских истребителей.

Самолёты СБ, выпускавшиеся в массовом количестве вплоть до конца 1940 года, к моменту нападения Германии на СССР составляли основу фронтовой бомбардировочной авиации ВВС РККА (на них приходилось 94% её состава). В июне 1941 года на западной границе СССР находилось более 1500 СБ, сведённых в 24 СБАП и 4 разведывательных полка.

Ввиду больших потерь от вражеских истребителей (в силу того, что «скоростной бомбардировщик» был давно уже не скоростным по сравнению с современными самолётами и уходить от истребителей, как раньше, не мог) 4 июля 1941 года был введён запрет на использование СБ в дневное время большими группами без прикрытия истребителей. Однако обстановка на фронте часто вынуждала нарушать этот запрет. За три месяца боев практически все СБ приграничных округов были утрачены.

В 1943 году количество СБ вновь уменьшилось — на 1 июля на фронте находился 41 самолёт такого типа (18 исправных); кроме того, несколько СБ сохраняла морская авиация на Балтике и Севере. Практически все машины были разбросаны по различным мелким частям. Например, в Курской битве в составе 2-й ВА участвовала 331-я ночная бомбардировочная АЭ, располагавшая к началу сражения 6 СБ (3 исправных). В последующие месяцы СБ с фронта практически исчезли, да и в школах лишь отдельные экземпляры дослужили до 1945 года. 27 СБ до сентября 1945 года числилось в ВВС Тихоокеанского флота, но сведения об их применении в войне против Японии отсутствуют. 

Созданный в середине 30-х годов самолёт СБ был для своего времени отличным бомбардировщиком. Но к началу Великой отечественной войны, оставаясь самым массовым фронтовым бомбардировщиком, он уже перестал соответствовать требованиям. Прежде всего, его уже нельзя было считать скоростным — новые истребители противника с лёгкостью перехватывали СБ. Оборонительное вооружение также было откровенно слабым — особенно это касалось нижней установки, которую крайне трудно было использовать бортстрелку в зимнем обмундировании. В первые месяцы войны части, вооружённые СБ, понесли тяжелейшие потери. Тем не менее, на фронте эти самолёты встречались вплоть до середины 1943 года.

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

1 мая 1938 года полк на самолётах СБ принимал участие в воздушных парадах над Москвой, а уже  в сентябре 1939 года полк под командованием командира майора Георгиева в составе 60 боевых экипажей участвовал в боевых действиях против белополяков, за освобождение народов Западной Беларуси. 

18 марта 1940 года полк в составе 57 экипажей прибыл к месту дислокации на аэродром Быхов, где вошёл в состав 41-й авиабригады.