Бомбардировщик-биплан Илья Муромец

Максимальная скорость – 120 км/ч

Дальность полёта – 440-540 км

Практический потолок - 3000 м

Вооружение – 5-8 турельных и шкворневых пулемётов разных систем 

Боевая нагрузка - до 500 кг бомб

Экипаж – 4-8 человек

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Авиационный бум начала XX века не обошёл стороной и Российскую империю. Появлялись секции воздухоплавания, аэроклубы и свои конструкторы. Одним из пионеров авиастроения в Российской империи был Игорь Иванович Сикорский. Его летательные аппараты ни в чём не уступали зарубежным, а часто даже превосходили их в техническом плане. 

В 1912 году в должности главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода Игорь Сикорский приступает к разработке тяжёлого аэроплана для проведения воздушной разведки. Так появился первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский витязь».

Авиационные эксперты того времени предрекали полный провал самолёту — по их мнению он был слишком тяжёл и неспособен подняться в воздух. Однако «Русский витязь» не только прекрасно летал, но и фактически стал прототипом для всех последующих тяжёлых самолётов.

Успех и опыт, полученные в процессе постройки «Русского витязя», позволили Сикорскому спроектировать уже серийный четырёхмоторный аппарат для нужд армии и пассажирских перевозок. Так, в 1913 году появился наш герой — величественный «Илья Муромец».

Новый самолёт стал передовым техническим достижением своего времени — первый многомоторный бомбардировщик в мире, первый в мире специализированный пассажирский самолёт, гидроплан на базе «Ильи Муромца» оставался крупнейшим до 1917 года. Первый полёт гигант Сикорского совершил 23 декабря 1913 года.

«Илья Муромец» представлял собой классический биплан с укороченным нижним крылом, 4-мя двигателями Argus мощностью в 100 лошадиных сил каждый обеспечивал самолёту достаточно большую по тем временам скорость в 95 км/ч. Выпускалось несколько различных вариантов «Ильи Муромца», которые отличались размерами, назначением и полезной нагрузкой.

Пассажирская версия обладала невиданной ранее на аэропланах степенью комфорта отдельная закрытая пассажирская кабина с отоплением, подогревом и электричеством. Во время полёта пассажиры даже могли совершить небольшую прогулку по крылу самолёта. Военный бомбардировщик «Илья Муромец» мог нести от 400 до 520 килограммов бомб и был вооружён 7 пулемётами. Всего было построено 76 машин различных модификаций.

Новый самолёт установил несколько мировых авиационных рекордов. Так, 12 февраля 1914 года был установлен рекорд грузоподъёмности «Илья Муромец» под управлением самого Сикорского поднял в воздух 16 человек и собаку (общий вес груза составил 1290 килограммов).

А 16-17 июня 1914 года гигантская машина совершила перелёт по маршруту Санкт-Петербург — Киев всего лишь с одной промежуточной посадкой. С началом Первой мировой войны все построенные самолёты вошли в состав Императорского военно-воздушного флота и успешно применялись в качестве бомбардировщиков и разведчиков на фронте.

Отгремела Первая мировая, а за ней и Гражданская война. «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом молодой страны Советов, выполнив в 1920 году полёты по маршруту Сарапул — Екатеринбург — Сарапул. Но самолёты уже были сильно изношены и их эксплуатация прекратилась.

До наших дней ни одного экземпляра этой уникальной машины не сохранилось, но идеи, впервые реализованные на «Илье Муромце», нашли своё отражение практически во всех многомоторных бипланах того периода. Игорь Сикорский покинул охваченную Гражданской войной Россию в 1918 году. Транзитом через Лондон и Париж он оказался в США, где  в 1923 году вернулся к конструированию летательных аппаратов и основал компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation. 

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

В период советско-польской войны, по состоянию на 12 июня 1920 года, на аэродроме в Старом Быхове базировались  4  авиационных отряда Рабоче-крестьянской Красной армии, которая вела активные боевые действия на западном фронте с применением  самолётов «Илья Муромец», базировавшихся  в Быхове. Всего на аэродроме располагалось 17 самолётов «Илья Муромец». В дальнейшем часть отрядов перебазировалась в Могилёв. А оставшийся 32-й отряд в основном выполнял разведывательные полёты.