Тяжёлый бомбардировщик Ту-4
Максимальная скорость – 558 км/ч
Дальность полёта – 5100 км
Практический потолок – 11200 м
Вооружение – либо 5 спаренных пулемётов УБТ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), 5 пушек Б-20Е калибра 20 мм или НС-23 калибра 23 мм
Боевая нагрузка – 11930 кг (максимальная)
Экипаж – 11 человек
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ту-4 — это первый советский самолёт-носитель ядерного оружия, то есть его можно смело назвать пионером отечественной стратегической авиации. Также он является точной копией американского бомбардировщика В-29.
В 30-е годы Советский Союз был одним из лидеров в области разработки бомбардировочной авиации, особенно тяжёлой. Однако за годы войны это преимущество было полностью утеряно. Хотя в последние предвоенные годы и был освоен выпуск современного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 — к 1945 году он успел устареть. Да и собрано таких самолётов было всего несколько десятков, что не позволило Пе-8 сыграть какой-то значительной роли.
В конце 1942 года в СССР стало известно о новейшем американском бомбардировщике B-29. Уже в 1943 году ряд советских конструкторских бюро, в том числе и КБ Андрея Туполева, получили задание – разработать перспективный дальний бомбардировщик, не уступающий американскому. Однако дело шло медленно — Туполеву удалось только начать постройку макета, остальные КБ не дошли даже до этого. Но во второй половине 1944 года на территории СССР совершили аварийную посадку четыре B-29.
После изучения самолётов Владимир Мясищев предложил их просто скопировать.
Правительство и И.В. Сталин, понимая, что самолёт нужен как можно скорее, согласились. Работы по запуску отечественного аналога B-29 в серию поручили КБ Туполева.
Туполев, осмотрев самолёт, сделал вывод о том, что работы займут 3 года. У конструктора потребовали уложиться в 2 года, но при этом предоставили широкие полномочия и максимальную поддержку. И они были необходимы. Мнение о том, что Ту-4 получили, просто разобрав B-29 и сделав рабочие чертежи — ошибочно. Ведь было выяснено, что американцы применили не только новые для советских конструкторов решения — в СССР не было аналогичных материалов.
Поначалу Туполеву поступали предложения упростить конструкцию и вместо освоения производства новых сплавов использовать фанеру и дельта-древесину. Но конструктор стоял на своём. В итоге, первые серийные Ту-4 были сданы в эксплуатацию в начале 1947 года.
Готовить лётчиков для Ту-4 стали заранее, когда серийные машины только начинали собирать. Фактически 203-й гвардейский полк стал переходить на новые бомбардировщики с начала 1948 года. К сентябрю 1949 года боеспособности достиг 52-й гвардейский полк. К этому времени Ту-4 стали массово заменять оставшиеся с войны дальние бомбардировщики. Окончательно перевооружение завершилось только в 1953 году.
Самолёты активно использовались в учениях, периодически приводились в боевую готовность. С 1951 года Ту-4 стал первым советским бомбардировщиком — носителем ядерного вооружения. Но основным оружием дальней авиации он был очень недолго. Последние машины сдали заказчику в 1953 году, а уже в 1954 году 203-й гвардейский полк стали переводить на новые реактивные Ту-16.
Впрочем, это ещё не означало полного конца эксплуатации. Бомбардировщики стали переделывать в транспортные машины для нужд десантных войск. Однако это оказалось настолько «временной мерой», что списывать десантные Ту-4Д стали уже в 1961 году, по мере поступления новых грузовых самолётов. В том же году от последних Ту-4 избавились и ВВС.
Некоторое время оставшиеся самолёты использовались в полярной авиации.
Но дольше всего Ту-4 прослужили в Китае. Туда передали 20 (по другим данным — 50) бомбардировщиков, и некоторые из них дожили до 90-х годов.
БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ
В 1949 году дивизия переименована в 57-ю бомбардировочную авиационную дивизию, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус переименован в 51-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус, а 1-я воздушная армия дальней авиации — в 50-ю воздушную армию дальней авиации. В феврале 1950 года полки дивизии стали получать новую авиационную технику — самолёты Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе. Дивизия и её полки получили дополнительное наименование «тяжёлая». C 17 февраля 1950 года дивизия именуется как 57-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия.
В феврале 1955 года дивизия была передана в состав ВВС Балтийского флота и была переименована.