Бомбардировщик-разведчик Ил-28

Максимальная скорость – 902 км/ч

Дальность полёта – 2455 км

Практический потолок – 18400 м

Вооружение – 1 или 2х23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол; 2х23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели  Ил-К6, по 225 снарядов на ствол   

Боевая нагрузка – 3000 кг  

Экипаж – 3 человека

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ил-28  — один из первых серийных советских самолётов с реактивным двигателем, фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия.

Практически параллельно с разработкой первого «настоящего» реактивного истребителя МиГ-15, в Советском Союзе шла разработка и первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Как и МиГ-15, Ил-28 был ориентирован на использование двигателей РД-45 (лицензионный «Нин» фирмы «Ролс-Ройс»), которые впоследствии заменили на более мощные отечественные ВК-1.

Разработкой бомбардировщика Ил-28 в инициативном порядке занималось ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина с 1947 года. Официальное постановление о проектировании самолёта подобного рода вышло только спустя год. Несмотря на хороший задел и ранний старт работ, коллективу Ильюшина пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с ОКБ Андрея Туполева, имевшего к тому времени проекты сразу трёх различных машин аналогичного класса (Ту-73, Ту-78, Ту-14). Однако, после сравнительных испытаний, по личному распоряжению И. Сталина, предпочтение было отдано Ил-28.

Несмотря на то, что туполевские машины были лучше защищены и несли большую полезную нагрузку, Ил-28 имел перед ними решающее преимущество — отставая совсем немного по другим параметрам, он был исключительно технологичен в изготовлении и прост в эксплуатации. 14 мая 1949 года было принято решение о серийном производстве бомбардировщика (на заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске), а уже 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28.

Всего же, в короткий период с 1949 года по 1955 год, было выпущено 6316 бомбардировщиков Ил-28 различных модификаций. Простота и технологичность самолёта позволили полностью перевооружить фронтовую авиацию СССР с поршневых на реактивные машины в рекордно короткие сроки. Впрочем, век Ил-28 непосредственно в СССР был недолог — уже в середине 1950-х годов в строевых частях их стали сменять более совершенные Як-28. Однако за пределами СССР Ил-28 состоял на вооружении некоторых стран, практически до конца 20-го века успел отметиться в целом ряде локальных конфликтов.

Незаслуженно забытые машины вновь вспомнились в 1970-е годы и на родине. Часть сохранившихся самолётов была снята с консервации и переоборудована в штурмовики, часть переделана в учебные машины, самолёты-мишени, и даже использовалась в гражданской авиации — для переобучения экипажей с поршневых самолётов на новые реактивные Ту-104, а также, под индексом Ил-20, как почтовые самолёты.

Несмотря на ряд присущих Ил-28 недостатков (впрочем, все они были связаны именно с судьбой «первопроходца») самолёт по праву можно назвать по совокупности характеристик лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения. Машина производилась по лицензии в Китае и Чехословакии, а также поставлялась на экспорт в: Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Южный Йемен, Камбоджу, КНДР, Кубу, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали и Финляндию.

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

В 1953 году на аэродроме числилось 8 самолётов Ил-28.