Кузнецов Георгий Андреевич
Родился 3 июля 1923 года в городе Шахты Азово-Черноморского края (ныне — Ростовской области).
В 1941 году Георгий Кузнецов поступил в 19-ю военную авиационную школу пилотов РККА и в 1942 году успешно её окончил. После выпуска его направили в 1-й запасной авиаполк, который вскоре был переформирован в Военно-морское авиационное училище. Георгий продолжил учёбу в этом училище. С октября 1943 года в составе 8-го гвардейского штурмового авиаполка он был участником боевых действий за освобождение Крыма.
Полк, куда прибыл молодой лётчик, выполнял задачи по защите морских сообщений и поддержке сил на Керченском плацдарме. Экипаж Кузнецова включили в состав действующих на этом направлении сил на самолётах Ил-2. Ведущими здесь были лётчики, уже прославившиеся своим мастерством и храбростью.
Вскоре выпало первое нелёгкое испытание. В январе 1944 года во время поддержки десанта в районе Керчи один из «мессершмиттов» прошил пушечной очередью пикирующий штурмовик Кузнецова и пробил бензобак. Самолёт загорелся. Надо было приземляться. Кузнецов повернул горящий самолёт в сторону нашего плацдарма, произвёл вынужденную посадку на нейтральной полосе, открыл фонарь кабины горящего самолёта, выбрался на крыло, разбежался и прямо с крыла перемахнул три ряда колючей проволоки, ограждавших траншеи десантников. Следом за ним так же поступил и его воздушный стрелок Иван Стрижак. Самолёт через две минуты взорвался.
Лётчика и стрелка переправили через пролив в госпиталь. Но после перевязки они сбежали в свою часть. Добираться пришлось на попутных машинах, а в конце пути оставалось лишь перейти припорошенное снегом поле. Шли напрямик. И когда большая часть пути была пройдена, стрелка заинтересовал вбитый в землю столбик с фанерной табличкой. Присмотрелся и обомлел: поле было заминировано! Но надо было идти. К счастью, всё обошлось. В полку их встретили словно пришельцев с того света. Уже были выпиты фронтовые сто грамм за упокой их душ. А они, живехонькие, предстали перед товарищами.
До лета 1944 года экипаж Георгия Кузнецова совершил 66 боевых вылетов. А в июне 8-й гвардейский Феодосийский штурмовой авиаполк был передан в состав Военно-воздушных сил Балтийского флота.
Там, через три месяца боевых действий, Кузнецов довел счёт боевых вылетов до 101. Из них в сорока трёх он действовал в качестве ведущего больших групп штурмовиков, лично потопил пятнадцать кораблей противника. На его счету также уничтоженные орудия, танки, железнодорожные вагоны, автомашины, склады, много живой силы противника. Георгий Андреевич был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
31 июля 1944 года командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Николай Васильевич Челноков повёл свои Ил-2 на штурм фашистских кораблей в Нарвском заливе. Его ведомым и заместителем в первой шестерке штурмовиков был старший лейтенант Кузнецов.
Шестёрка вышла на противника со стороны солнца. Но оно уже клонилось к закату и не помешало противнику отражать налёт. Навстречу штурмовикам со всех кораблей потянулись трассы снарядов. С атакуемого Челноковым корабля стрельба велась не организованно. А вот соседний сторожевик представлял немалую опасность. Поэтому Кузнецов и выбрал его для атаки. Бомбы, сброшенные ведущим, попали в корабль. Кузнецову также удалось поразить выбранную цель. Но на выходе из атаки лётчик услышал хлопок в моторе своего самолёта. Это был результат попадания вражеского снаряда. Первым опасность заметил воздушный стрелок Иван Стрижак. Он доложил, что по фюзеляжу течёт масло. По показаниям приборов лётчик убедился, что температура масла растёт. Значит, мотор неминуемо заклинит. Как быть?
Узнав о случившемся, командир полка передал по радио: «Садись и жди помощь!». А сам продолжал руководить боем. Подбитый штурмовик быстро терял высоту. Командир полка успел заметить, как самолёт Кузнецова чиркнул фюзеляжем по воде, а затем, как глиссер, заскользил по волнам. «Сел хорошо, — оценил про себя командир полка. – Успел бы только выбраться из кабины». Вскоре рядом приводнился другой самолёт, потерпевших подобрали и доставили к штабу Военно-воздушных сил флота.
Всего за время войны Георгий Андреевич Кузнецов совершил 122 боевых вылета. За мужество и героизм, проявленные в боевых действиях, Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 марта 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Войну он закончил командиром авиаэскадрильи.
После окончания Военно-воздушной академии майора Кузнецова назначили в Москву старшим офицером оперативного управления штаба авиации Военно-морского флота, а позже — старшим инспектором-лётчиком управления военно-морскими авиационными учебными заведениями авиации Военно-морского флота.
В начале 1950-х годов Герой Советского Союза подполковник Кузнецов был назначен командиром 30-го отдельного Краснознамённого Севастопольского разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота, вооружённого реактивными самолётами Ил-28р. Затем он стал заместителем командира 57-й Краснознамённой Смоленской авиационной дивизии Военно-воздушных сил Балтийского флота, летавшей на самолётах Ту-4.
В этот период в авиации Военно-морского флота происходил переход на реактивные самолёты типа Ту-16. Как профессионал высочайшего класса Георгий Кузнецов был назначен командиром 57-й авиационной дивизии, занимавшей по результатам боевой подготовки первые места в Военно-морском флоте.
Затем он учился в Военной академии Генерального штаба. После её окончания получил новое назначение на Северный флот, заместителем командующего Военно-воздушных сил флота. Там он подавал пример в освоении новой техники и оружия. Не случайно, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, ему был вручен диплом о присвоении почётного звания «Заслуженный военный лётчик СССР».
После перехода командующего Военно-воздушных сил Северного Флота генерал-полковника авиации Ивана Егоровича Корзунова в центральный аппарат, этот высокий пост доверили Георгию Кузнецову.
Восемь лет он командовал Военно-воздушными силами Северного флота. За это время Георгий Андреевич сумел еще больше сплотить коллектив морских авиаторов, воспитать новую плеяду командиров-единоначальников и вывести Военно-воздушные силы флота по основным показателям на первые позиции среди объединений Военно-морского флота. Благодаря ему в Военно-воздушных силах флота были сформированы новые противолодочные авиационные полки дальнего действия на самолётах Ил-38 и Ту-142 с автоматизированными системами поиска и поражения подводных лодок, освоены корабельные вертолёты Ка-25ПЛ.
Многое из того, что появилось в подготовке морской авиации впервые, начиналось именно на Северном флоте. В частности, первые полёты в Индийский океан с двумя дозаправками топливом в воздухе выполнены северянами. Тогда экипажи полковника Ивана Фёдоровича Гладкова и майора А.И. Старцева совершили беспосадочный полёт продолжительностью более 21 часа.
Самым достойным образом проявил себя Георгий Андреевич и во время последующей службы в Центральном аппарате. Сначала он был начальником штаба, а позже — командующим авиацией Военно-Морского Флота. Многое он сделал для совершенствования структуры и вооружения Военно-воздушных сил флотов, содействия разработке и проведению войсковых испытаний новой авиационной техники и оружия, сокращению сроков её практического освоения. Это было отмечено на государственном уровне присвоением ему в 1982 году Ленинской премии.
Георгий Андреевич ушёл в запас в 1988 году, но продолжал жить интересами морской авиации, радовался её успехам, с болью воспринимал неудачи. Деятельно работал в клубе Героев Советского Союза, регулярно участвовал в мероприятиях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Так, на параде Победы 1995 года Георгий Андреевич Кузнецов командовал сводным полком 4-го Украинского фронта. Его сын Александр Георгиевич — полковник запаса. Второй сын, Сергей Георгиевич, окончил Ленинградское высшее морское инженерное училище.
Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР Георгий Андреевич Кузнецов награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями. Лауреат Ленинской премии. Почётный гражданин внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве.