Дальний бомбардировщик Ил-4
Максимальная скорость – 430 км/ч
Дальность полёта – 3600-4200 км
Практический потолок – 8900 м
Вооружение – 6 х 7,62 мм пулемётов ШКАС, 1 х 12,7 мм пулемёт УБТ или 20 мм пушка ШВАК
Боевая нагрузка - до 2000 кг бомб
Экипаж – 4 человека
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ил-4 — одна из самых известных машин грозных 1940-х. Ни одна важнейшая военная операция советских войск не проходила без применения этого бомбардировщика.
Когда в 1933 году Сергей Владимирович Ильюшин приступил к проектированию скоростного бомбардировщика СБ-39, у него совсем не было опыта разработки самолётов. Хотя ему уже исполнилось 39 лет, в активе начинающего авиаконструктора имелось лишь несколько лёгких спортивных планеров. Тем не менее у него родилась идея переделать самолёт из ближнего скоростного бомбардировщика в дальний, значительно увеличив запас горючего. В те времена основу советской дальней авиации составляли громоздкие и тихоходные четырехмоторные туполевские бомбардировщики ТБ-3. Новая разработка Ильюшина значительно превосходила их в скорости и высотности, а значит, была менее уязвимой от вражеских зениток и истребителей.
Идея нашла поддержку у военных и 1 июля 1935 года первый прототип бомбардировщика, названного ЦКБ-26, поднялся в небо под управлением лётчика-испытателя Виктора Коккинаки. Самолёт показал выдающиеся лётные данные, но он ещё не был полноценной боевой машиной – на нём отсутствовало вооружение. Кроме того, ЦКБ-26 имел смешанную конструкцию с деревянным фюзеляжем, а руководство ВВС требовало, чтобы все дальние бомбардировщики были цельнометаллическими. На переделку проекта и постройку второго прототипа с индексом ЦКБ-30 ушло восемь месяцев. 31 марта 1936 года, в день рождения Ильюшина, ЦКБ-30 совершил первый полёт. 1 мая сверкающий полированным металлом самолёт продемонстрировали Сталину. Тут же последовал «высочайший» указ не медлить с запуском машины в серию.
В начале 1937 года московский авиазавод №39 развернул серийный выпуск ЦКБ-30, переименованного в ДБ 3 («дальний бомбардировщик — третий»). Весной того же года самолёт начал поступать в войска, а летом к его постройке подключили завод №18 в Воронеже. Весной 1938 года производство самолёта ДБ 3 началось на новом авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.
Тем временем Ильюшин продолжал работать над совершенствованием своего первенца. К 1939 году в его конструкцию был внесён целый ряд серьёзных изменений, направленных на улучшение лётных данных и повышение технологичности в серийном производстве.
После доработок к индексу машины добавили букву «Ф» и в 1940 году наладили серийный выпуск. В феврале 1942-го года ДБ 3 Ф снова переименовали, присвоив ему обозначение Ил-4, под которым он и вошёл в историю, став самым массовым дальним бомбардировщиком советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны были выпущены 5256 Ил-4, ещё 160 экземпляров вышли из заводских цехов уже после её окончания.
БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ
После освобождения в марте-мае 1945 года в Быхов перебазировался 240-й дальний бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами Ил-4. Примерно в это же время сюда прибыл 170-й дальний бомбардировочный авиационный полк. Так сформировалась 57-я авиационная дивизия.