Тяжёлый бомбардировщик Ту-4

Максимальная скорость – 558 км/ч

Дальность полёта – 5100 км

Практический потолок – 11200 м

Вооружение – либо 5 спаренных пулемётов УБТ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), 5 пушек Б-20Е калибра 20 мм или НС-23 калибра 23 мм 

Боевая нагрузка – 11930 кг (максимальная)

Экипаж – 11 человек

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ту-4 это первый советский самолёт-носитель ядерного оружия, то есть его можно смело назвать пионером отечественной стратегической авиации. Также он является точной копией американского бомбардировщика В-29.

В 30-е годы Советский Союз был одним из лидеров в области разработки бомбардировочной авиации, особенно тяжёлой. Однако за годы войны это преимущество было полностью утеряно. Хотя в последние предвоенные годы и был освоен выпуск современного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 к 1945 году он успел устареть. Да и собрано таких самолётов было всего несколько десятков, что не позволило Пе-8 сыграть какой-то значительной роли.

В конце 1942 года в СССР стало известно о новейшем американском бомбардировщике B-29. Уже в 1943 году ряд советских конструкторских бюро, в том числе и КБ Андрея Туполева, получили задание – разработать перспективный дальний бомбардировщик, не уступающий американскому. Однако дело шло медленно Туполеву удалось только начать постройку макета, остальные КБ не дошли даже до этого. Но во второй половине 1944 года на территории СССР совершили аварийную посадку четыре B-29.

После изучения самолётов Владимир Мясищев предложил их просто скопировать.

Правительство и И.В. Сталин, понимая, что самолёт нужен как можно скорее, согласились. Работы по запуску отечественного аналога B-29 в серию поручили КБ Туполева.

Туполев, осмотрев самолёт, сделал вывод о том, что работы займут 3 года. У конструктора потребовали уложиться в 2 года, но при этом предоставили широкие полномочия и максимальную поддержку. И они были необходимы. Мнение о том, что Ту-4 получили, просто разобрав B-29 и сделав рабочие чертежи ошибочно. Ведь было выяснено, что американцы применили не только новые для советских конструкторов решения в СССР не было аналогичных материалов. 

Поначалу Туполеву поступали предложения упростить конструкцию и вместо освоения производства новых сплавов использовать фанеру и дельта-древесину. Но конструктор стоял на своём. В итоге, первые серийные Ту-4 были сданы в эксплуатацию в начале 1947 года.

Готовить лётчиков для Ту-4 стали заранее, когда серийные машины только начинали собирать. Фактически 203-й гвардейский полк стал переходить на новые бомбардировщики с начала 1948 года. К сентябрю 1949 года боеспособности достиг 52-й гвардейский полк. К этому времени Ту-4 стали массово заменять оставшиеся с войны дальние бомбардировщики. Окончательно перевооружение завершилось только в 1953 году.

Самолёты активно использовались в учениях, периодически приводились в боевую готовность. С 1951 года Ту-4 стал первым советским бомбардировщиком носителем ядерного вооружения. Но основным оружием дальней авиации он был очень недолго. Последние машины сдали заказчику в 1953 году, а уже в 1954 году 203-й гвардейский полк стали переводить на новые реактивные Ту-16.

Впрочем, это ещё не означало полного конца эксплуатации. Бомбардировщики стали переделывать в транспортные машины для нужд десантных войск. Однако это оказалось настолько «временной мерой», что списывать десантные Ту-4Д стали уже в 1961 году, по мере поступления новых грузовых самолётов. В том же году от последних Ту-4 избавились и ВВС.

Некоторое время оставшиеся самолёты использовались в полярной авиации.

Но дольше всего Ту-4 прослужили в Китае. Туда передали 20 (по другим данным 50) бомбардировщиков, и некоторые из них дожили до 90-х годов. 

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

В 1949 году дивизия переименована в 57-ю бомбардировочную авиационную дивизию, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус переименован в 51-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус, а 1-я воздушная армия дальней авиации — в 50-ю воздушную армию дальней авиации. В феврале 1950 года полки дивизии стали получать новую авиационную технику — самолёты Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе. Дивизия и её полки получили дополнительное наименование «тяжёлая». C 17 февраля 1950 года дивизия именуется как 57-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия.

В феврале 1955 года дивизия была передана в состав ВВС Балтийского флота и была переименована.