Дальний бомбардировщик Ил-4

Максимальная скорость – 430 км/ч

Дальность полёта – 3600-4200 км

Практический потолок – 8900 м

Вооружение –  6 х 7,62 мм пулемётов ШКАС, 1 х 12,7 мм пулемёт УБТ или 20 мм пушка ШВАК   

Боевая нагрузка - до 2000 кг бомб

 Экипаж – 4 человека

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ил-4 одна из самых известных машин грозных 1940-х. Ни одна важнейшая военная операция советских войск не проходила без применения этого бомбардировщика.

Когда в 1933 году Сергей Владимиро­вич Ильюшин приступил к проекти­рованию скоростного бомбардиров­щика СБ-39, у него совсем не было опыта разработки самолётов. Хотя ему уже испол­нилось 39 лет, в активе начинающего авиа­конструктора имелось лишь несколько лёг­ких спортивных планеров. Тем не менее у него родилась идея переделать самолёт из ближнего скоростного бомбардировщика в дальний, значительно увеличив запас го­рючего. В те времена основу советской даль­ней авиации составляли громоздкие и ти­хоходные четырехмоторные туполевские бомбардировщики ТБ-3. Новая разработ­ка Ильюшина значительно превосходила их в скорости и высотности, а значит, была менее уязвимой от вражеских зениток и истре­бителей.

Идея нашла поддержку у военных и 1 июля 1935 года первый прототип бом­бардировщика, названного ЦКБ-26, под­нялся в небо под управлением лётчика-испытателя Виктора Коккинаки. Самолёт показал выдающиеся лётные данные, но он ещё не был полноценной боевой маши­ной на нём отсутствовало вооружение. Кроме того, ЦКБ-26 имел смешанную кон­струкцию с деревянным фюзеляжем, а руко­водство ВВС требовало, чтобы все дальние бомбардировщики были цельнометалли­ческими. На переделку проекта и постройку второго прототипа с индексом ЦКБ-30 ушло восемь месяцев. 31 марта 1936 года, в день рождения Ильюшина, ЦКБ-30 совершил первый полёт. 1 мая сверкающий полиро­ванным металлом самолёт продемонстриро­вали Сталину. Тут же последовал «высочайший» указ не медлить с запуском машины в серию.

В начале 1937 года московский авиа­завод №39 развернул серийный выпуск ЦКБ-30, переименованного в ДБ 3 («даль­ний бомбардировщик третий»). Весной того же года самолёт начал поступать в вой­ска, а летом к его постройке подключили за­вод №18 в Воронеже. Весной 1938 года производство самолёта ДБ 3 началось на новом ави­азаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.

Тем временем Ильюшин продолжал ра­ботать над совершенствованием своего пер­венца. К 1939 году в его конструкцию был внесён целый ряд серьёзных изменений, на­правленных на улучшение лётных данных и повышение технологичности в серийном производстве.

После доработок к индексу машины до­бавили букву «Ф» и в 1940 году налади­ли серийный выпуск. В феврале 1942-го года ДБ 3 Ф снова переименовали, присво­ив ему обозначение Ил-4, под которым он и вошёл в историю, став самым массовым дальним бомбардировщиком советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны были выпущены 5256 Ил-4, ещё 160 экзем­пляров вышли из заводских цехов уже после её окончания. 

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

После освобождения в марте-мае 1945 года в  Быхов перебазировался 240-й дальний бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами Ил-4. Примерно в это же время сюда прибыл 170-й дальний бомбардировочный авиационный полк. Так сформировалась 57-я авиационная дивизия.