Мусатов Илья Иванович

Мусатов Илья Иванович родился 30 июля 1920 года в деревне Соньшино Студенецкой волости Веневского уезда Тульской губернии (ныне Веневского района Тульской области). Русский. С 1923 года жил в Москве, работал токарем на заводе «Авиаприбор». В 1940 году окончил Ленинградский аэроклуб и уже с апреля на службе в армии.

Уже шла война, когда Илья Мусатов окончил Кировабадскую школу пилотов. Все его товарищи поехали после выпуска на фронт, а ему приказали вначале прибыть в 42-й полк авиации дальнего действия. Надо было переучиваться на самолёт ДБ-Зф.

Январь 1942 года стал месяцем боевого крещения Мусатова. Находясь в составе 754-го авиационного полка, он участвовал в групповом налёте на железнодорожный узел Владиславовка в Крыму. Старший лейтенант Харченко повёл группу бомбардировщиков на малой высоте, чтобы избежать встречи с противником. Миновали Азовское море и вскоре на горизонте увидели цель. На станции стояло несколько вражеских эшелонов. Харченко сбросил бомбовый груз точно на объект. За ним последовал Мусатов и другие лётчики. От вражеских эшелонов не осталось ничего.

17 марта 1942 года капитан Харченко повёл девятку бомбардировщиков на цель. Мусатов летел на своём обычном месте, которое за ним закрепилось с первого вылета, — левым ведомым в ведущем звене. Немецкие зенитки встретили наши бомбардировщики лихорадочным огнём. Но девятка Харченко продолжала идти по заданному маршруту. Вскоре на них напали, впервые тогда примененные врагом, модернизированные истребители Ме-109ж. Прикрывавшие наши бомбардировщики 2 истребителя смело вступили в бой. Но силы были неравны. Бомбардировщики отстреливались сами. Самолёт Харченко был повреждён, и девятка осталась без командира.

Мусатов летел на высоте 2000 метров и всячески маневрировал. Оказавшись один, он повернул в сторону Азовского моря, перевёл свой самолёт в пикирование. Бомбы сбросил точно на цель. При возвращении на свой аэродром отказало управление. Самолёт стал падать. Изо всех сил Мусатов выровнял тяжёлую машину и дотянул до аэродрома. При осмотре все были в глубоком удивлении — как же удалось посадить самолёт: всюду были пробоины, рваные дыры.

Ещё не раз на разбитой машине, с зияющими дырами в плоскостях, на одном моторе, с перебитыми рулями управления возвращался Мусатов на свою базу, выходил победителем.

На летнюю кампанию 1943 года гитлеровское командование возлагало большие надежды. Ему необходимо было восстановить свой крепко пошатнувшийся престиж. И пока обе стороны готовились к решающим схваткам летом 1943 года, большую активность развивала советская дальнебомбардировочная авиация. Она наносила бомбовые удары по стратегическим центрам и важнейшим коммуникациям врага.

16 апреля 1943 года в газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение, в котором говорилось, что в ночь на 15 апреля советские самолёты совершили налёт на Данциг и Кенигсберг и подвергли бомбардировке военные объекты этих городов. В Данциге возникло много пожаров и наблюдались сильные взрывы, особенно в расположении нефтяных складов. В Кенигсберге большие пожары произошли в гавани и на товарной станции.

В этой информации впервые в печати встречается фамилия Мусатова. Написано об этом человеке весьма скромно и коротко, и одно место вызывает недоумение: «От бывалых лётчиков не отстала и молодёжь. Гвардии сержант Илья Мусатов и штурман гвардии капитан Анатолий Торопов точно привели свой корабль к городу и обрушили смертоносный металл на военные объекты Данцига». Гвардии сержант Илья Мусатов был командиром ДБ-3ф, а гвардии капитан Анатолий Торопов у него был штурманом. Ещё в экипаж входили стрелок-радист гвардии старшина Малик Чарыев и стрелок гвардии сержант Дмитрий Никитин.

Газетные сообщения о бомбардировках военных объектов врага в Кенигсберге, Данциге, Тильзите, Инстенбурге стали появляться одно за другим. Вот одно из этих сообщений: «В ночь на 29 апреля большая группа наших самолётов в сложных метеорологических условиях произвела налёт на город  Кенигсберг. На военные и промышленные объекты Кенигсберга сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Наши лётчики наблюдали взрывы и большие пожары, пламя которых видно было за 100 километров. Все наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы».

В августе 1943 года за особо выдающиеся заслуги в выполнении заданий командования на фронте Илье Ивановичу Мусатову вручили орден Ленина.

А через год он удостоился самой высокой чести: 19 августа 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени Илья Мусатов совершил более 200 боевых вылетов.

В 1943-1945 годах Мусатов участвовал в налётах на вражеские военные объекты Будапешта, Бухареста, Констанцы, Хельсинки, Варшавы и Берлина.

В суровую стужу, в лютые морозы, в непогоду, днём и ночью водил Мусатов свою летающую крепость на бомбежки военных объектов и группировок врага. А когда советские войска развернули наступление на всех фронтах, вместе с другими лётчиками Мусатов помогал сухопутным войскам взламывать узлы сопротивления врага, бомбил его тылы и коммуникации. Это была систематическая, трудная и опасная боевая работа.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии лейтенанту Мусатову Илье Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до 1950 года продолжал службу заместителем командира авиаэскадрильи в Дальней авиации. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию в городе Монино и 29-ю военную офицерскую авиационную школу боевого применения Дальней авиации, город Нежин Черниговской области. Служил в Дальней авиации командиром авиаэскадрильи и заместителем командира авиаполка на Украине, а в 1956-1960 годах — командиром авиаполка и 1-м заместителем командира авиадивизии на Дальнем Востоке.

В 1962 году окончил Военную академию Генштаба.

В 1962-1963 годах — командир 57-й тяжелобомбардировочной Смоленской Краснознамённой дивизии авиационного корпуса Дальней Авиации.

В 1963-1965 годах, с переименованием дивизии, — командир 57-й морской ракетной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии Военно-воздушных сил Балтийского флота.

В 1965-1968 годах — начальник Службы безопасности полётов Авиации Военно-морского флота.

С 1968 года — старший научный сотрудник 30-го Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. С сентября 1973 года полковник Илья Иванович Мусатов — в запасе.

В 1973-1981 годах работал заместителем начальника Управления аварийно-спасательных работ и охраны аэропортов Министерства гражданской авиации СССР, в 1981-1983 годах — начальником отдела и начальником сектора в Государственном научно-исследовательском институте Гражданской авиации.

Жил в Москве. Умер 3 апреля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.