Самолёт-ракетоносец Ту-16к-10

Максимальная скорость – 992 км/ч

Дальность полёта – 4800 км

Практический потолок – 15000 м

Вооружение – 4 х 23 мм пушки АМ-23

Боевая нагрузка – 9000 кг 2КР класса воздух-поверхность К-10 

Экипаж – 7 человек

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ту-16К-10 новая система дальнего действия,  предназначенная для уничтожения надводных целей водоизмещением более 10000 т.

Проектирование Ту-16К-10 началось в декабре 1956 года.  В 1957 году  всю необходимую документацию передали заводу №22. В ноябре и декабре 1957 года  были готовы два опытных образца Ту-16К-10. В январе 1958 года  их передали на заводские испытания. Первый полёт состоялся 4 января. 

Заводские испытания шли до 29 сентября. Первый пуск самолёта-снаряда К-10С с борта Ту-16К-10 осуществили 28 мая. 21 ноября 1958 года  машины представили на государственные испытания, которые  проходили в течение почти трёх лет. Они шли с перерывами на доработки и дополнительные испытания входивших в комплекс элементов. На последнем этапе система работала в условиях сильных радиотехнических помех. 12 августа 1961 года постановлением Совета Министров систему К-10 приняли на вооружение.

Постановление о запуске комплекса в серию вышло ещё 31 декабря 1958 года.  Самолёты-снаряды К-10 делали на заводе №31 в Тбилиси. Серийное производство Ту-16К-10 первоначально развернули на заводе №22, а затем на заводе №1 в Куйбышеве. Первая серийная машина завода №22 была выпущена в апреле 1958 года.  Всего за 1958-1959 года  в Казани сделали пять Ту-16К-10(ЗА). С октября 1959 года  Ту-16К-10 начали выходить из цехов завода №1. Всего до июля 1960 года  это предприятие сдало 59 самолётов. С июня 1961 года  серию Ту-16К-10 восстановили на заводе №22.  До конца 1963 года завод выпустил 150 машин. Таким образом, всего изготовили 216 Ту-16К-10. В 1962 году проводились испытания Ту-16К-10 по взлёту с грунтовых полос, но в эксплуатации это не практиковалось. Первоначально на самолёте Ту-16К-10 монтировались три спаренные установки с пушками АМ-23, но при доукомплектовании машины станциями РЭП СПС-151, СПС-152 и СПС-153 в заднем унифицированном отсеке кормовая турель снималась. В начале 1970-х годов  на некоторых Ту-16К-10 ставили станции РЭП СПС-100 или СПС-100М в хвостовом отсеке в комбинации с СПС-5. На отдельных машинах устанавливалась аппаратура для создания ИК-помех АСО-2А-Е7Р.  В 1960-е годы  комплекс К-10 подвергся модернизации. Была усовершенствована система управления и наведения.  На самолёте установили модернизированную РЛС «ЕН-Д»,  с которой дальность обнаружения цели увеличилась до 400 км, высота подхода ракеты к цели снизилась до 500 м, а на последнем участке она вообще летела в нескольких метрах над водой. Увеличилась дальность полёта самолёта-снаряда за счёт увеличения на нём запаса топлива. Модернизированный образец получил обозначение К-10СД. Комплекс стал именоваться К-10Д, а самолёт-носитель — Ту-16К-10Д. Практически все Ту-16К-10 модернизировали под комплекс К-10Д. Иногда этот вариант обозначался также К-10М, а самолёт-снаряд — К-10СМ. Усиление средств корабельной ПВО потребовало в конце 1960-х — начале 1970-х годов  проведения ещё одной модернизации комплекса с целью приспособления его к пускам ракет с малых высот. По предварительным оценкам, уменьшение минимальной высоты пуска в два раза снижало эффективность противодействия со стороны ЗУР и истребительной авиации тоже приблизительно вдвое. Исходя из этих предпосылок, создали низковысотную систему К-10ДВ. Сброс ракеты у неё производился с 1500 м вместо 5000 м ранее. При этом пришлось дорабатывать и ракету, и аппаратуру на носителе. В частности, на самолёте смонтировали систему «ЕН-Д». Модернизированный самолёт-снаряд получил обозначение К-10СДВ. В начале 1970 года  на серийном Ту-16К-10Д с доработанной станцией «ЕН-Д» провели испытания новой системы с пусками самолётов-снарядов по мишеням, которые подтвердили эффективность проведённых доработок. 

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

9 ноября 1975 года весь состав 57-й МРАД был приведён в готовность №1. Группа самолётов Ту16к-10 из состава 240-го МРАП была поднята для нанесения ракетного удара по большому противолодочному кораблю «Сторожевой» под командованием капитана 3-го ранга Саблина. Корабль из Риги следовал в направлении Ирбенского пролива. Быховские лётчики получили задание вылететь и расстрелять корабль, который тогда находился в Балтийском море и шёл в сторону Швеции. В последний момент нанесение удара по кораблю было отменено, самолёты возвращены на базовый аэродром.