Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16

Максимальная скорость – 960 км/ч

Дальность полёта – 4800 км

Практический потолок – 13100 м

Вооружение – 7 пушек НР-23 калибра 23 мм

Боевая нагрузка – 9000 кг

Экипаж – 6-7 человек

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ту-16 советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие. Серийно выпускался с 1953 года по 1963 год тремя авиационными заводами.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака, Сирии и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было изготовлено более полутора тысяч самолётов Ту-16.

После Великой Отечественной войны в СССР развернулись работы над созданием собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовались несколько экземпляров американского Боинг Б-29, которые оказались на территории Советского Союза.

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался вплоть до середины 60-х годов. Но советское армейское командование прекрасно понимало, что эпоха поршневых самолётов заканчивается, поэтому уже в 1948 году на свет появилось техническое задание на разработку реактивного бомбардировщика, обладающего большой дальностью полёта.

Согласно условиям, новая машина должна была иметь дальность полёта не менее 6000 км, нести бомбовую нагрузку в пределах 3000…7000 кг и развивать скорость не ниже 900 км/час.

Машина предполагалась для доставки к цели бомб с обычным и ядерным боевым зарядом.

КБ А.Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в серию бомбардировщика модели «82». К концу 40-х годов был построен ещё один опытный самолёт уже проекта «86».

Именно на основе этой машины и была создана модель «88», которая впоследствии пошла в производство под индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от воздействия атомного взрыва заняла несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года, а принятие на вооружение состоялось в мае этого же года.

Первые машины стали поступать на вооружение в конце зимы 1954 года. С момента своего появления бомбардировщик Ту-16 стал основной машиной в составе сил стратегического сдерживания. Самолёт применялся для испытаний новых видов вооружений. Машины Ту-16А использовались для доставки ядерных боевых зарядов к точкам сброса на Семипалатинском полигоне.

СССР использовал самолёты Ту-16 в ходе боевых действий в Афганистане.

Для бомбардировки применялись бомбы типа ФАБ-500, а также тяжёлые авиабомбы весом до 9000 кг. Самые крупные ФАБ-9000 активно использовались на заключительном этапе войны. К этому времени дальний бомбардировщик Ту-16 оставался единственной машиной, способной доставлять подобное оружие к цели.

Бомбы применялись для разрушений дорог, пещер и формирования завалов. Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта принимали участие в арабо-израильских войнах 60-х и 70-х годов. В ходе Шестидневной войны один из египетских самолётов совершил огненный таран израильской военной базы.

Поставленные Ираку Ту-16 активно использовались в ходе Ирано-Иракской войны для атак танкеров, вывозивших из Ирана нефтепродукты. К 1991 году вылетавшие ресурс бомбардировщики Ту-16 стояли на аэродромах. Часть из них была уничтожена атаками союзной авиации, часть, позднее, разобрана на металл.

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

С 1956  года полки 57 МРАД переучивались на новые самолёты Ту-16, тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт с возможностью доставки ядерных боеприпасов. Эти самолёты, оснащённые крылатыми ракетами, сопровождали авианосные ударные группы США в Северной Атлантике. С дозаправкой в воздухе Быховские ракетоносцы «дотягивали» до южной оконечности Исландии. По мнению знающих людей попадания одной такой ракеты с ядерной боеголовкой было достаточно, чтобы пустить авианосец ко дну.

Утром 13 мая с аэродрома в Быхове произвёл вылет бомбардировщик Ту -16. Экипажу была поставлена учебно-тренировочная задача: долететь до Каспийского моря и отработать пуски противокорабельной крылатой ракеты К-10С. Дальность полёта составляла более 1500 километров в одну сторону, поэтому самолёту предстояла дозаправка в воздухе.

Дозаправка в воздухе считается сложным и опасным процессом. Для этого нужен большой опыт, сильная выучка, крепкие нервы и ювелирная точность. Самолёты должны находиться на критически близком расстоянии. Для дозаправки, спустя час, за самолётом Буренкова в небо поднялся заправщик Ту -16, которым командовал Майор Захаров. Было принято решение выбрать местом дозаправки Цимлянское водохранилище. Самолёт уже прошёл две трети пути и оставалось около 500 км. В 10 часов утра самолёты Ту -16 поравнялись друг с другом. Авиазаправщик выпустил топливный шланг. Шла дозаправка, баки топлива были почти наполнены и оставалась только расцепка шланга с самолётом. Но самолёты попали в облачный фронт. В условиях ограниченной видимости командир ракетоносца принял решение о досрочном прекращении подачи топлива, после чего совершил роковой маневр. Бомбардировщик не смог удержать курс и врезался в шедший параллельным курсом топливозаправщик. После столкновения загорелся авиационный керосин. Горящая смесь вылилась и разлилась по воде, продолжая гореть, не затухая ещё некоторое время.

Около 10 часов утра небо над водохранилищем озарила яркая вспышка. Её видели как из Волгодонска, так и, особенно хорошо, с северного высокого берега водохранилища. В полукилометре от места столкновения самолётов находился небольшой катер «Отважный» организации «Цимлянскрыбвод» под управлением Алексея Губеева. Именно он и спас оставшихся в живых лётчиков, в шоковом состоянии оказавшихся в воде в нескольких километрах от берега среди горящих пятен авиационного керосина.