Штурмовик Ил-2

Максимальная скорость – 405 км/ч

Дальность полёта – 765 км

Практический потолок - 550 м

Вооружение –2 пушки ШВАК (до 500 снарядов) или 2пушки ВЯ-23 (300 снарядов), 2 пулемёта ШКАС (1500 патронов), 8 снарядов РС-82 

Боевая нагрузка – 400-600 кг бомб

Экипаж – 3 человека

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Самолёт разрабатывало конструкторское бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Конструктор занимался изучением и поиском оптимального сочетания массы брони для самолёта, запаса бомб, мощности пулемётно-пушечного вооружения, скорости и дальности полёта, — требований, предъявляемых к новому штурмовику.

В январе 1938 года Сергей Владимирович, налаживающий в то время производство и доработку дальнего бомбардировщика ДБ-3, обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, который был так необходим нашим ВВС. Его инициатива была поддержана.

В 1941 году  начался выпуск знаменитого штурмовика. Главная задача «Ила» это атака наземных сил противника. Для этого на самолёт, помимо пушек и пулемётов, устанавливали бомбы с ракетами. А корпус штурмовика был бронированным, что резко повышало живучесть самолёта, хотя из-за этого Ил-2 уступал по лётным характеристикам истребителям. Для эффективного использования штурмовик должны были прикрывать свои истребители.

Среди своих конкурентов в ВВС разных стран мира Ил-2 отличала поразительная живучесть, достигнутая благодаря особенности конструкции бронекорпуса штурмовика, который изготавливался из высокопрочной броневой стали АБ-1. Сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло производить её методом штамповки. Новая броня являлась составной частью планера самолёта  и корпусом, и элементом защиты.

Сталь, способы её изготовления, а также другие детали позволили создать штурмовик, на обшивку которого не надо было навешивать броню. Благодаря такому техническому решению масса самолёта не увеличивалась дополнительными бронелистами, что улучшало лётно-технические характеристики и увеличивало полезную бомбовую нагрузку.

Первоначально было задумано, что курсовым оружием штурмовика будут четыре 7,62-мм пулемёта ШКАС с дополнительным пулемётом для заднего стрелка. Чуть позже вооружение было пересмотрено. Серийные образцы стали комплектоваться двумя пулемётами ШКАС и двумя 20-мм авиапушками ШВАК (чуть позже пушками ВЯ-23). Самолёт также нёс 400 — 600 кг авиабомб и 8 неуправляемых авиационных ракет РС-82.

Штурмовики Ильюшина показали свою высокую боевую эффективность. Они были колоссально востребованы на всём советско-германском фронте. Лётчики любили Ил-2 за высокую живучесть и огневую мощь. Самолёты с успехом применялись в боях на всех фронтах, включая боевые действия против Японской империи летом 45-го года.

Везде они показали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Именно во время начального периода войны вскрывались «детские болезни» штурмовика. В частности, из-за отсутствия действенного противоборства немецким истребителям со стороны советских истребителей сопровождения в 1941–1942 годах, потери штурмовиков Ил-2 от немецкой истребительной авиации были ощутимы. Опыт боевого применения Ил-2 выявил необходимость принятия мер для защиты задней полусферы.

В феврале 1942 года было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2, концепция которого уже была готова. Главным недостатком новой версии стала уменьшенная бомбовая нагрузка, но зато лётчики получили повышенную защищённость. Тем не менее, двухместная версия не могла обеспечить защиту в полном объёме. Главный инструмент обеспечения выживаемости штурмовиков в воздушных боях  — это наличие истребителей прикрытия.

В годы Великой Отечественной войны Ил-2 являлся одним из основных боевых самолётов ВВС Красной Армии. По совокупности тактико-технических характеристик Ил-2 не имел себе равных. Его массовое применение стало одним из существенных факторов успеха СССР в разгроме противника в решающих сражениях войны, особенно во время Сталинградской, Курской битв и боёв 1944-1945 годов.

За штурвалами Ил-2 громили врага такие известные лётчики, как дважды Герои Советского Союза Григорий Флегонтович Сивков, Георгий Тимофеевич Береговой, Талгат Якубекович Бегельдинов и многие другие.

Наряду с конструктивной доводкой в ходе серийного производства штурмовика постоянно повышалась его огневая мощь. К началу лета 1943 года в войска пошла модификация Ил-2 тип 3, вооружённая двумя крыльевыми 37-мм авиапушками НС-37. С их помощью Ил-2 мог уверенно уничтожать или сильно повреждать любые немецкие танки, вплоть до новых тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера».

Ещё одним эффективным оружием, которое применяли Ил-2 в борьбе с немецкими танками, стали кассеты с компактными противотанковыми авиационными бомбами ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. Одна такая бомба, массой 1,5 кг или 2,5 кг, прожигала танковую броню толщиной до 70 мм. При сбросе содержимого такой кассеты на колонну танков с высоты 75 -100 м выводилась из строя вся бронетехника, попавшая в полосу сброса бомб шириной 15 м и длиной 70 м.

Кроме борьбы с бронетехникой и живой силой противника, лётчики-штурмовики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами, нарушая пути снабжения в тылу немецких войск.

В годы войны штурмовиков Ил-2 от общего количества произведённых типов самолётов для ВВС Красной Армии было чуть больше 30%. Всего с учётом выпущенных самолётов до начала войны Ил-2 всех модификаций и версий было изготовлено свыше 36 тыс. единиц. Ежедневно на фронт поступало около 40 самолётов-штурмовиков. Это обстоятельство сделало Ил-2 самым массовым самолётом за всю историю.

БАЗИРОВАНИЕ НА БЫХОВСКОМ АЭРОДРОМЕ

В 1940-1941 годах в Быхове базировался 121-й полк бомбардировщиков и 285-я авиабаза. В первые дни войны полк проводил бомбардировку врага в районе границы СССР.  23 июня 1941 года здесь базировался 4-й штурмовой полк в составе 50-ти самолётов Ил-2 под командованием Героя Советского Союза, майора, Семёна Григорьевича Гетьмана. Когда создалась угроза выхода вражеских танков на аэродром, полк перебазировался в Кричев.